Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Как нам нравится вдыхать чистый воздух, любоваться красотой природы, купаться в чистых водоёмах, но всю эту красоту очень легко потерять. Что же мы можем сделать сегодня для сохранения этого хрупкого мира? Прежде всего, нужно начать с себя.
Детский возраст является наиболее подходящим временем для внушения основных экологических принципов и ценностей. В этом возрасте детям охотнее и проще усваивать новые знания и навыки, что предоставляет уникальную возможность эффективно влиять на формирование их экосознания. Я как педагог должна быть примером и носителем экологической культуры. Моя задача сформировать эту культуру в детях. От этого зависит то, в каком мире мы будем жить в будущем.
Моей педагогической находкой является моделирование в экологическом воспитании детей. Уникальность этого метода заключается в принципе замещения.
Модели позволяют привнести окружающий мир в среду ребенка. Помогают упростить образ объекта, обозначив его отдельные стороны и связи с другими предметами. Исходя из своего опыта, я поняла, что метод моделирования позволяет дать детям более глубокие знания в экологическом воспитании и наглядно показать процессы происходящие в природе.
Виды моделирования очень разнообразны. В своей работе с детьми я использую: макеты «Летняя поляна», «Муровейник», «На лугу», «В зимнем лесу», «Животные осеннего леса», «Животные жарких стран», «Озеро Тургояк», «Извержение вулкана», «Круговорот воды в природе», «Озера Южного Урала»; конструирование моделей из лего-конструктора «Птичья кормушка», «Зимующие птицы», «Животные жарких стран»; интеллект-карты; схемы; мнемотаблицы; дневники наблюдений; карточки символы.
В работе мы не используем готовые модели, а придумываем и изготавливаем их самостоятельно, вместе с детьми, привлекая родителей. Ребенок, участвуя в процессе изготовления модели, глубоко погружается в изучаемый объект или явление.
Такие модели целесообразно использовать в дидактических и сюжетно-ролевых играх для повышения мотивации детей. Игровые формы удовлетворяют детскую любознательность и позволяют вовлечь ребенка в процесс познания окружающего мира, наглядно представив, как связаны друг с другом наблюдаемые объекты и явления. Дети должны осознавать, что их привычки и действия могут иметь негативные последствия для природы и других живых организмов.
Предметно - схематическая модель "Круговорот воды в природе"
Проектная деятельность "Вулканы"
После просмотра ролика про вулканы, дети заинтересовались этой темой и мы решили в группе создать свой вулкан, посмотреть как он работает. Вот результат нашей работы.
"Путешествие по озерам Южного Урала"
Предметно-схематическая модель "Правила поведения в лесу"
Знание правил поведения в лесу поможет детям оценить
его красоту и ценность, а также будет способствовать сохранению естественной
среды для будущих поколений. Обучение детей этим принципам позволит им
насладиться пребыванием в лесу с уважением и активно принять участие в
сохранении его неповторимой красоты и богатства!
Модель "Муравейник"
Всем нам очень хорошо знакомы муравейники. Их легко можно увидеть в лесу – архитектурное сооружение конусовидной формы, размер которого доходит до 2- 2,5 м в высоту. Наша модель представляет вид муравейника снаружи и внутри. Используется как пособие на познавательных занятиях. Она позволяет показать детям жизнедеятельность муравьев.
Красная книга Челябинской области
Что такое Красная книга? Красная книга – это список редких и исчезающих видов растений, животных и грибов. Мы с ребятами обсудили какие животные и растения Челябинской области находятся под угрозой исчезновения. После знакомства с Красной книгой, маленькие эколята захотели создать свою книгу. Они совместно с родителями изготовили книжки – малышки, в которых рассказали о животных, птицах, растениях, грибах, занесенных в Красную книгу Челябинской области.
И вот что у нас получилось!!!
Модель "Причины загрязнения планеты"
Наша планета находится в критическом состоянии из – за загрязнения окружающей среды. Если мы хотим сохранить нашу живую планету для будущих поколений, то нужно учиться беречь ее уже сегодня. Идеально было бы начать эту работу с самых маленьких детей, чтобы они могли привыкнуть к правильному отношению к природе и научились уважать её. Да, это действительно важно!
Гербарий
Осень – чудесное время года! Разноцветные листья накрывают землю своим ярким ковром. А какое разнообразие красок: желтые, оранжевые, красные, коричневые. Маленькие эколята захотели, чтобы эта красота сохранилась с нами надолго, и мы решили изготовить гербарий. Вот что у нас получилось!
Квест - игра "Сохраним планету!"
В нашей группе прошло увлекательное мероприятие «Квест-игра «Защитники природы!»» Маленькие эколята активно принимали участие в квест - игре, с увлечением и чувством ответственности выполняли задания от защитников природы (Тихоня, Шустрик, Елочка и Умница), делали выводы о том, что нужно бережно относиться к природе и всему живому.
Проект "Весёлый огород"
Огород в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Весной наши эколята решили реализовать проект «Веселый огород», где приняли активное участие в посадке семян, в уходе за растениями и наблюдениями за ними. Итогом данного проекта стало участие в городском конкурсе «Цветущий город» в номинации «Зеленые старты»
Экологический праздник "День зимующих птиц"
\
Эксперимент: Огород на окне"
Экологический праздник "День птиц"
Комментариев нет:
Отправить комментарий